Светильник, сияющий в тёмном месте



И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. [2 Пет.1:19–21].

Под рождество мы переживаем самое тёмное время года. Также и в сердце природного человека царит беспросветная тьма. Тот свет закона, который в нём есть, не освещает грешнику путь небесный. В человека въелось совершенно ложное представление о том, как он может спастись. Человек, которого Святой Дух не просветил Своим словом, полагает, что он заслуживает своими делами благосклонность Бога или, по крайней мере, воображает, что он должен заработать её своими делами. Это большая духовная темнота. Спаситель говорит: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мат. 6,23). В другом месте Он говорит: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас» (Иоан. 9,41). Таким образом, велика эта тьма нашей природы. Это тьма вечной смерти и бесконечной муки, которая станет участью тех, кто остаётся в своём неверии, как говорит апостол Иуда: «Таковые…, которым блюдётся мрак тьмы на веки» (Иуда 12–13).

В этой беспросветной тьме сияет всё же свет надежды. Апостол Иоанн пишет о вечном Слове, Иисусе Христе: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан. 1,4-5). Иисус шёл сквозь нашу тьму, когда Он взваливал на Себя наши грехи и терпел потом за них гнев Божий. Это показывала природа, это показывал вопль боли Христовой. О том говорит Библия: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама̀ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мат. 27:45–46).

В примирении, достигнутом Иисусом, заключается наша надежда. О том, что мы должны присвоить его себе верою, объявляет нам святое и верное слово Божие. Оно несёт в наши сердца блаженство и свет познания Христа.

Сегодня мы хотим, будучи наставляемы нашим текстом, исследовать, каково это слово Писания, что оно нам даёт, и как его надлежит исследовать и разъяснять.

1. Твёрдое слово

У апостола Петра было весьма необычное воспоминание. Он был одним из троих апостолов, которым довелось присутствовать на горе преображения. Это было незабываемое событие. Евангелие описывает его так: Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» Мат. 17,2–3.) Как будто небо спустилось на землю, так что ученики захотели построить там хижины и остаться надолго.

Тот случай научил Петра одной вещи, которой он хочет поделиться с каждым. Перед нашим текстом он указывает на неё и говорит: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение”. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с ним на святой горе» (2 Пет. 1,16–18).

Что же это могло быть такое, что Пётр желает нам особо объявить?

Пётр вместе с Иоанном и Иаковом видел Солнце праведности сияющим чудесно, а ещё и слышал с небес глас «велелепной славы». Моисей и Илия явились им и беседовали с Иисусом. Там было на что посмотреть за один раз!

Что преподавал Пётр? Учил ли он тому, как вызывать такие явления и зрелища? Учил ли он связываться отсюда с усопшими? Даёт ли он теперь нам некое тайное знание, с помощью которого мы сможем испытать то же самое?

Не в ту сторону, дорогие друзья! Пётр не делает из нас фанатиков и сам таковым не становится. Его опыт был однократным, уникальным. Бог его не повторит. Он рассказан нам для поучения и свидетельства, и этого достаточно.

Пётр преподаёт нам виденное им, уча следующей вещи, которую он излагает в начале нашего текста: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших». Он, стало быть, вводит нас в ученики пророческого слова, слова Писания, и говорит о нём, что оно ныне «вернейшее». Всё Писание представляет собой повествование о том, что слово Божие сбывается, что оно должно осуществиться божественным принуждением. Иначе не может быть. Лжепророки, такие как поклонники Ваала во время пророка Илии, опозорились. Египетский фараон, воспротивившийся воле Божией, не смог помешать исходу народа Божия в землю Ханаанскую. Спаситель пришёл и родился в Вифлееме и исполнил Писания до последней точки. Его преображение и глас небесный подтвердили, что Он есть вочеловечившийся Сын Божий. Задачей Петра было стать очевидцем того. И он свидетельствует: «мы имеем вернейшее пророческое слово».

Что божественно, то твёрдо. И оно есть также свет. То, что от людей, слабо, шатко и обманчиво, и оно есть также тьма. «Бог правдив, но всякий человек лжец», – говорит Библия. Но о слове Библии она говорит: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118,160). «Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118,105). Наш Спаситель сравнивает слово Божие также с камнем. Он говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мат. 7,24).

Итак, когда строишь свою веру на слове Божием, ты стоишь на прочном основании. Если же им пренебрегаешь, то строишь на песке, и жилище твоё рухнет. Песком являются мысли людей, их мечтания и видения. Каменный фундамент – это записанное слово Божие, священное Писание. Ты ведь желаешь быть членом церкви Божией. Так строй же свою веру на основании апостолов и пророков и клади краеугольным камнем Господа Иисуса Христа.

2. Библия дарует нам Христа

Что же даёт нам это верное и твёрдое слово Божие? Апостол Иоанн излагает это очень ясно в своём Евангелии сразу после того, как он описал разговор между сомневающимся Фомой и Иисусом. Иисус сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие». Затем Иоанн продолжает: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20,29–31). И сам Иоанн тоже перешёл от чудес к написанному слову и на него оставил церковь, ибо в этом слове доставляется нам Спаситель, Иисус Христос, и всё написано для того, чтобы мы уверовали во Иисуса и присвоили себе в Нём жизнь вечную.

Пётр говорит об этом в нашем тексте: «вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».

Реформатор церкви Мартин Лютер разъясняет это место так: “Это есть слово Божие, благовествование, что Христос выкупил нас от смерти, греха и ада. Кто его слышит, тот зажёг в своём сердце свет и светильник, с помощью которого мы можем видеть, который нас освещает и который преподаёт нам, что мы должны знать. Но где его нет, там хотят самодельным учением и делами найти дорогу на небо. Всё это ты можешь оценить своим светом и заметить, что это есть тьма… Этот свет преподаёт нам всё, что мы должны знать и что нужно знать для спасения, чего мир сей мудростью и разумом своим не постигает. И у нас должен быть этот свет, и мы должны держаться его до последнего дня. Тогда нам больше не будет нужно Слово, так же, как гаснут прочие огни с рассветом» (2-е послание Петра, проповеданное и разъяснённое. 1523 год.. W2 IX, 1361.).

Разве не представляет собой слово Божие и святое Евангелие величественный, яркий свет на этой земле под сенью смерти, когда оно не преподаёт нам мучительный, безнадёжный путь собственных дел, чтобы нам попасть на небо, а дарует нам Христа, в Котором у нас есть полное прощение всех грехов по богатству милости Божией? Нам не нужно самим делать Бога к нам благосклонным и милосердным, а Христос сделал это за нас и предлагает милость совсем бесплатно как дар для принятия верою в слове и таинствах.

Пётр превозносит веру, обращающуюся к слову Божию, когда он говорит: « вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте». Не иди в силки, расставленные мудрецами и учёными мира сего, когда они разъясняют узникам собственного рассудка, каким же образом тем, с одной стороны, нет нужды верить Писанию буквально, так, как оно гласит, и как те могут – свободно и не будучи связаны никаким учением – пользоваться своим знанием, а в то же время, однако, как члены церкви и занимающие пастырские должности, каким-то образом, возможно, и веровать в Писание.

Сын Божий и Его пророки и апостолы знают лишь один способ относиться к Библии. Этот способ есть вера. В Библии надлежит искать Христа, Искупителя грехов, и её надлежит считать словом Божиим, которое нерушимо и не лжёт ни в чём. Спаситель сказал: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоан. 3,12). Мы просим о том, чтобы мы могли искать это небесное, и потому исповедуем вместе с апостолом Павлом: «Служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках» (Деян. 24,14).

Библейские обетования благодати придают нам уверенность в прощении грехов и попадании на небеса. Пётр завершает своё послание такими словами: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3,17–18). Вера, основанная на Библии, стоит на твёрдом основании. В ней хорошо возрастать в благодати Христовой и познании Его.

Ещё пророк Исаия предсказал: «И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис. 55,3). Апостол Павел соединяет это предсказание с воскрешением Христа, говоря: «А что воскресил Его из мертвых, так-что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: “Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно”» (Деян. 13,34).

Вот они: верное слово, твёрдое основание, неизменные милости.

3. Как надлежит исследовать и толковать Писание

Откуда же на свете столько разных течений, сект и воззрений, когда все ссылаются, тем не менее, на Библию?

Петру пришлось разбираться с этим вопросом. Он говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у нас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Пет. 2,1-3). Это очень ясный текст.

Как же эти лжеучители пришли к ложным учениям? Они разъясняли Писание своими средствами, опираясь на собственный разум.

Как же тогда надлежит толковать и разъяснять Библию? Её дал нам Святой Дух. Её следует понимать духовно, будучи Святым Духом наставляемыми. Но разве не говорят многие секты, что имеют Духа Святого? Так они и делают, да ещё и хвалятся своим духом и откровениями. Апостол же ни во что не ставит людское самохвальство и показывает, какое разъяснение идёт от Святого Духа. В конце нашего текста он говорит, что нужно знать «прежде всего то, что никакого пророчества в писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». То есть пророки, ведомые Святым Духом, изрекали то, что приняли от Бога.

Библейские пророчества, или записанное в Библии, получены от Бога и написаны под действием Святого Духа. Павел утверждает, что всё Писание рождено действием Святого Духа (2 Тим. 3,16). Всякое исходящее от человека объяснение, противоречащее ясным местам Библии, ложно, каким бы благочестивым и духовным оно ни казалось. Святой Дух есть Дух всей Библии. Он есть её Источник и Родитель. Отсюда следует, что Библия непротиворечива. Библия не учит по-разному об одном и том же так, чтобы одно место в ней опровергало другое, а она едина в учении. Так что все учения, входящие в противоречие с каким-либо ясным местом Библии, неверны и должны быть отвергнуты. Секты разъясняют Библию, не принимая во внимание того, что она говорит о том пункте учения, из которого они неверным толкованием творят для себя особое учение. Признаком секты является то, что она либо не считает Библию в доктринальном отношении единой, либо стремится добиться такого единства учения, совершая насилие над Библией.

Чтобы толкователем Библии был Святой Дух, её надлежит разъяснять Библией же, и тёмные для нас места нужно освещать с помощью мест ясных и понятных. Лжеучители так не поступают, и потому разных сект и толкований на свете так много.

Вот так просто обстоит дело. Когда мы объясняем Библию с помощью Библии и её трудные места понятными местами, когда мы строим нашу веру и учение на ясных и понятных местах, тогда сбываются слова Иисуса: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Иоан. 10,27) и «За чужим же не идут, но бегут от него» (Иоан. 10,5).

По поводу нашего сегодняшнего текста Лютер говорит: «Теперь Пётр набрасывается на лжеучителей. Раз вы знаете, – говорит он, – что у нас есть слово Божие, то пребывайте в нём, не позволяйте другим, ложным, учителям совращать вас, пусть даже они говорят, что имеют Святого Духа. Ибо вы должны сперва знать это (…), что ни одно пророчество не может быть объяснено никем своими собственными средствами. Сообразуйтесь с этим и не воображайте, что можете объяснять Библию по своему разумению и мудрости. Так ныне всех отцов собственные Библии толкования опрокинуты и наземь повергнуты, а также строить на таковых воспрещено. Пусть даже объяснение составил сам Иероним, Августин или какой угодно иной отец церкви, мы не желаем ему следовать. Пётр запретил нам разъяснения самодельные. Святой Дух должен сам разъяснять, или же пусть сие место остаётся не разъясненным. »

И Лютер продолжает: «Если же какой из святых отцов может показать, что его разъяснение из Библии, тогда разъяснение сие верно; если нет, то не должен я ему верить. Библия должна подтвердить, каким образом надлежит объяснять сие место. Пётр нападает даже и на храбрейших и лучших учителей. Посему мы должны быть уверены, что нам нельзя верить никому, хотя бы он даже излагал Библию, если он её сам толкует и разъясняет. Ибо верного смысла не достичь, объясняя самостоятельно. Здесь сбились с пути все учители и отцы, сколько бы их ни было, которые разъясняли Библию. Когда паписты объяснили, что слово Христа Петру “ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” [Мат. 16,18] имеет в виду папу, они предложили людское, ими самими придуманное, объяснение. Посему верить им нельзя. Ибо они не могут показать ту истину из Библии, что Петра никогда не назвали бы папой. Но тó мы можем показать, что камень есть Христос и вера, как говорит Павел. Это объяснение верно. Ибо мы уверены, что оно не людьми придумано, а взято из слова Божия» (Die zweite Epistel St. Petri gepredigt und ausgelegt. W2 IX, 1361–1363. Проповедано в 1523 году, напечатано в 1524 г.)

Ещё Лютер говорит: «Вся святая Библия имеет то свойство, что она объясняет сама себя всесторонне тождественными своими местами и желает сделаться понятной с помощью своих догм. Самый вернейший способ исследовать смысл Библии – стараться постичь его, сопоставляя между собой и принимая во внимание разные места её» (Zu 5. Mos. 1:19–26. W2 III, 1386).

И ещё: «Паписты лгут, когда они говорят, что отцы, Августин, Амвросий, Иероним и прочие, осветили Библию. Они её не осветили, а объяснили Библию её собственным светом и сопоставляя одно место с другим, так что одно её место сделало другое совершенно ясным и прозрачным. Это хорошо, когда Писание объясняет себя само. Потому не верь папской лжи, но считай тёмным то, чего истинность не доказана из ясных мест Писания. Итак, нам пришлось сперва убрать с дороги это заблуждение. Ибо то, что Библия якобы темна, и что её якобы нужно освещать людским учением, въелось довольно глубоко. Это, однако, большое заблуждение и богохульство. Это на самом деле то же самое, что вести Святого Духа в школу или же только учить Его говорить. Но из того, что Писание нам кажется тёмным, следует, что мы хотим объяснять его также по нашему разумению. Это совсем никуда не годится» (Kirchenpostille, Evangelien-Theil, am Tage Jacobi. W2 XI, 2335–2336).

Бог дал нам в тёмную полярную ночь этого греха сияющий светильник, слово Своё, святую Библию. Оттуда в Своих обетованиях благодати и таинствах приходит к нам Христос, даже поселяется в нашем сердце и делает его уверенным в неизменной милости Божией и верном пути небесном. Итак, пребывай в слове Божием, и слово будет сохранять тебя в истине и приведёт к жизни вечной.

0 комментарии:

Отправить комментарий

, , , , ,